Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Городской округ Власиха
Московской области

Московская область, п. Власиха, ул. Маршала Жукова, д. 8

Порталы Подмосковья

Гособоронзаказ под жестким контролем военных прокуроров

4 декабря 2015 Просмотров: 250

— Владимир Николаевич, в средствах массовой информации нередко сообщают о тех или иных проблемах при реализации гособоронзаказа. Какова реальная обстановка в войсках?

Вопросы обеспечения законного и целевого расходования бюджетных средств, выделяемых на оснащение российской армии современным вооружением и техникой, действительно актуальны.

Только в текущем году военной прокуратурой РВСН выявлено 200 таких нарушений, к ответственности привлечено 32 должностных лица, в суды заявлено 20 исков о понуждении недобросовестных исполнителей к исполнению договорных обязательств. По материалам военных прокуроров возбуждено 5 уголовных дел. По нашему требованию в суды заявлено 16 исков о взыскании с оборонных предприятий штрафов и неустоек на сумму 2,6 млрд. рублей, половина из которых уже возмещена.

— Какие нарушения выявляются наиболее часто?

Чаще всего – факты нецелевого и нерационального расходования бюджетных средств, халатности и злоупотреблений в процессе подготовки, заключения и реализации государственных контрактов, привлечения к работам посредников, не имеющих достаточных производственных и людских ресурсов для их выполнения, и другие.

— Расскажите более подробно о результатах проверок, проведенных в последнее время.

Зачастую криминальный характер приобрели правонарушения при приемке выполненных подрядчиками работ (оказанных услуг), которые либо не проводились, либо выполнены ненадлежащим образом.

В ходе проверки исполнения государственного контракта по строительству и вводу в эксплуатацию специального объекта в Чукотском автономном округе и реконструкции линии электропередачи в г. Норильске установлено, что представители госзаказчика, действуя в сговоре с генеральным директором коммерческой организации ООО «ПСК Гипар-С», подписали акты о якобы выполненных работах. В итоге на счета коммерсантов неправомерно перечислено 150 млн. рублей. По вступившему в законную силу приговору суда осужденные отбывают длительные сроки в колонии, кроме того, они возместят государству ущерб.

Или еще пример. В военной прокуратуре Власихинского гарнизона утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении главного инженера одной из воинских частей, который обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

Проверкой установлено, что при реализации государственного контракта по содержанию объектов электросетевого хозяйства обвиняемый, заведомо зная,

что работы по обслуживанию дизельной электростанции не окончены, действуя в интересах коммерческой организации, подписал акты их сдачи-приемки в завышенном размере. В итоге на счета коммерсантов неправомерно перечислено 19,5 млн. рублей. Уголовное дело в настоящее время рассматривается суде.

— Имеют ли место факты лоббирования государственными заказчиками контрактов с аффилированными коммерческими организациями?

К сожалению, да. Мы сами периодически выявляем подобные случаи, которые не только наносят вред здоровой конкуренции путем вытеснения добросовестных участников из процедур размещения заказа, но и способствуют хищению бюджетных средств, уходу от налогообложения и иным криминальным проявлениям теневого сектора экономики. При этом аффилированные компании, как правило, не имеют мощностей и трудовых ресурсов для качественного исполнения взятых на себя обязательств.

Например, в ходе проверки исполнения государственного контракта по реконструкции системы теплоснабжения одного из военных городков в Московской области установлено, что представитель заказывающего органа заключил с подрядчиком государственный контракт на разработку проектно-сметной документации стоимостью почти 70 млн. рублей.

Не имея необходимых ресурсов, подрядчик заключил договор субподряда с одним из воронежских проектных институтов, где требуемую документацию изготовили всего за 7 млн. рублей. При этом, имея умысел на хищение бюджетных средств, он представил заказчику подложные документы о якобы понесенных затратах в размере всей цены госконтракта, неправомерно получив 63 млн. рублей. Возбуждено уголовное дело.

— С какими факторами связаны подобные коррупционные риски?

Приведенный пример свидетельствует о проблеме ценообразования на продукцию военного назначения. Правовая неурегулированность в определении порядка установления начальной и максимальной цен государственного контракта несет серьезные коррупционные риски. При осуществлении государственных закупок начальная цена устанавливается не на основе изучения сложившегося рынка, а, как правило, исходя из выделенных лимитов бюджетного финансирования.

Так, разработанная указанным выше подрядчиком документация позволила искусственно увеличить предельный объем затрат на выполнение работ по реконструкции системы теплоснабжения с 300 млн. рублей до одного миллиарда рублей. На ее основании между военным ведомством и ООО «Центррегионстрой» (г. Москва) в дальнейшем заключен государственный контракт, при реализации которого должностные лица данной коммерческой организации сфальсифицировали акты сдачи-приемки выполненных работ, указав недостоверные сведения о понесенных производственных затратах, и представили их для оплаты в государственные финансовые органы.

В итоге государству причинен ущерб в размере 200 млн. рублей в виде излишне выплаченных коммерсантам денежных средств за фактически невыполненные работы. Возбуждено уголовное дело.

— Владимир Николаевич, а есть ли нарушения в деятельности должностных лиц военных представительств Минобороны России?

Да, нами нередко выявляются те или иные нарушения в работе военных приемок, как правило – факты мошенничества.

Так, в Москве по материалам военных прокуроров вынесен обвинительный приговор бывшему начальнику военного представительства Юрию Торину и генеральному директору ООО НПЦ «КОМТЕЛ-ИТ» Геннадию Бахмутову.

Установлено, что в один из испытательных центров под видом новых поставлены несколько изделий, не соответствующих условиям государственного контракта, со следами ремонта, в которых использованы комплектующие, выпущенные более 20 лет назад. В результате государству причинен ущерб на сумму свыше 30 млн. рублей.

Московским гарнизонным военным судом Бахмутов, организовавший поставку изделий, и Торин, выдавший удостоверение о соответствии изделий требованиям госконтракта, признаны виновными в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере, и приговорены к лишению свободы сроком 6 лет и 5 лет 6 месяцев соответственно, а исковые требования Минобороны к подсудимым удовлетворены в полном объеме.

— Владимир Николаевич, говоря о целевом использовании бюджетных средств, нельзя не затронуть вопрос о выполнении работ и оказании услуг для военнослужащих аутсорсинговыми компаниями. Прежде в деятельности коммерсантов выявлялись многочисленные нарушения. Каково положение дел сейчас?

К сожалению, состояние законности при организации питания военнослужащих и выполнении иных работ сторонними организациями еще далеко от идеального. В текущем году мы выявили свыше 460 нарушений закона, за совершение которых около 80 лиц привлечены к различным видам ответственности, возбужден ряд резонансных уголовных дел.

Например, в ходе проверки ОАО «Военторг» по организации питания военнослужащих вскрыты нарушения в работе фирмы-субподрядчика ООО «Коллектив-Сервис» в г. Иркутске. Коммерсанты, завысив в отчетных документах количество военнослужащих, якобы стоящих на котловом довольствии, похитили из бюджета почти 100 млн. рублей. По нашему требованию уже возмещено 60 млн. рублей, приняты меры по взысканию оставшейся части ущерба в досудебном порядке, а в отношении коммерсантов возбуждено уголовное дело.

— И завершая наш разговор, Владимир Николаевич, какие мероприятия вы планируете провести в ближайшее время и какие задачи ставите перед подчиненными в сфере гособоронзаказа?

С целью повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при реализации гособоронзаказа мы до конца года во взаимодействии с органами безопасности в войсках и с привлечением специалистов проведем контрольные проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы капитального и боевого строительства, реконструкции военных и социальных объектов, постановки на боевое дежурство поступившего в войска вооружения. Обратим особое внимание на эффективность принимаемых командованием мер по организации рекламационной и претензионно-договорной работы. Совместно с коллегами проверим исполнение в военных представительствах законов об охране и защите результатов интеллектуальной собственности, полученной при разработке продукции военного, специального и двойного назначения.

А задачи военных прокуроров – выявление и пресечение фактов незаконного расходования бюджетных средств, осуществление своевременного и качественного прокурорского реагирования на имеющиеся нарушения закона в целях привлечения к ответственности виновных лиц и возмещения причиненного государству ущерба.

Тэги