Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Городской округ Власиха
Московской области

Московская область, п. Власиха, ул. Маршала Жукова, д. 8

Порталы Подмосковья

Педагогические возможности учреждений дополнительного образования детей как микрофакторов социализации

Своеобразие современного этапа развития нашей страны – расслоение общества, противоречивость социальных отношений в нем требуют всестороннего анализа и переосмысления педагогических возможностей всех образовательных учреждений. В связи с этим, особую важность приобретает одна из самых важных их функций – социализация ребенка. Социализация подрастающего поколения протекает в ходе его взаимодействия с большим количеством разнообразных условий, которые в большей или меньшей степени влияют на его развитие. Эти действующие на человека условия называют факторами, которые условно можно объединить в четыре группы: — мегафакторы (космос, планета, мир);
— макрофакторы (страна, этнос, общество, государство);
— мезофакторы (город, поселок и т.д.);
— микрофакторы (семья, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные и религиозные организации, микросоциум).

Признание учреждений дополнительного образования детей микрофакторами, непосредственно влияющими на социализацию ребенка, позволяет нам выделить отличительные особенности и педагогические возможности этого вида образовательных учреждений.

Одна из основных особенностей – это формирование контингента обучающихся, основываясь на принципе добровольности при выборе направления обучения, дополнительной образовательной программы, педагога и возможности их менять. Отсутствие давления и принуждения, свобода выбора направления обучения делает дополнительное образование детей привлекательным для любого ребенка и в любом возрасте – и в шесть лет и в семнадцать.

 Следующая особенность состоит в организации учебно-воспитательной деятельности. Главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях. Результатом коллективной или индивидуальной творческой деятельности являются не только знания, умения и навыки, но и реальные продукты деятельности – рисунки, изделия декоративно-прикладного творчества, концертные выступления и т.д. отсутствие образовательных стандартов позволяет педагогам индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, т.е. регулировать темп и время при освоении образовательной программы. Именно эта особенность позволяет ребенку чувствовать себя в творческом коллективе комфортно, не боятся, что он не успеет освоить тот или иной материал, наиболее полно раскрыть свои способности.

Одной из важных особенностей, на наш взгляд, является также возможность создания подлинно диалогового характера взаимоотношений между педагогом и воспитанниками (сотрудничество и сотворчество). Это объясняется тем что ребенок приходит на занятия по желанию, а не по обязанности, он не испытывает страха перед педагогом или наказанием. Вследствие этого между педагогом и ребенком устанавливаются доверительные отношения, основанные на свободе, уважении личности ребенка, заботе о его здоровье, способствующие процессу формирования у обучающегося гуманистических ценностных ориентаций.

Компенсаторной (или психотерапевтической) можно назвать следующую особенность, а именно – направленность дополнительного образования детей на самопознание, самореализацию и самовыражение. Опираясь на эту особенность, можно говорить о педагогических возможностях учреждений дополнительного образования детей в организации процесса педагогической поддержки обучающихся. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком выявления его индивидуальных интересов, целей, возможностей, путей преодоления трудностей в достижении результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. В процессе социализации ребенок постоянно находится в состоянии поиска и выбора (т.е. самоопределения), поскольку многое из того, что он делает – он делает впервые, не имея опыта. И естественно, что он ждет от взрослых, в зависимости от ситуации, нравственной, психологической поддержки.

Благодаря личностно-ориентированному подходу к учебно-воспитательному процессу учреждение дополнительного образования детей содействует формированию в ребенке не столько типичных, сколько ярко выраженных индивидуальных качеств, способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству.

Важной особенностью учреждений дополнительного образования детей является содействие профессиональному самоопределению подростка. Поскольку они дают ребенку знания, умения и навыки, которые впоследствии могут стать основой его будущей профессии.

Таким образом, можно говорить о том, что учреждения дополнительного образования детей обладают уникальной возможностью для создания условий оптимального сочетания стихийной, относительно социально контролируемой, относительно социально направляемой социализации и осознанного саморазвития обучающихся; профессиональной  ориентации подростков, которая в условиях данной системы становится длительным процессом восхождения его к основам профессии через многочисленные пробы сил в различных сферах деятельности. Учреждения дополнительного образования детей предоставляют обучающемуся возможность выбора не только сферы деятельности, но и субъектов общения и взаимодействия.

Именно эти отличительные особенности системы дополнительного образования детей и легли в основу новой Программы развития центра детского творчества «Созвездие», разработанной нашим педагогическим коллективом. Наименование программы – «Формирование готовности обучающихся к самореализации и социальному самоопределению». Цель Программы – создание условий для проектирования воспитательно-образовательной среды, направленное на формирование конкурентно-способной личности, готовой к самореализации и социальному самоопределению, сохранение здоровья участников образовательного процесса. Программа рассчитана на 4 года.

На сегодняшний день нами реализован первый (подготовительный и прогностический) этап. В сентябре мы приступаем к реализации второго, практического этапа. Концепция программы основана на тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, родителей, выпускников, а также всех тех, кому не безразлично будущее наших детей, будущее Власихи.

Мы приглашаем всех к сотрудничеству, ждем новых интересных идей и предложений!
Наши контакты: телефон: (495) 598 71 82; e-mail: cdt-10@rambler.ru. Пишите, звоните! Будем рады найти новых друзей и единомышленников!

Директор ЦДТ «Созвездие» Татьяна Михайловна Урсу