Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Городской округ Власиха
Московской области

Московская область, п. Власиха, ул. Маршала Жукова, д. 8

Порталы Подмосковья

Гособоронзаказ под контролем военных прокуроров

2 июля 2019 Просмотров: 202

О состоянии законности при реализации гособоронзаказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-космических сил и 12 Главного управления Минобороны России с нашим корреспондентом побеседовал военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения генерал-майор юстиции Владимир Николаевич САМУСЕВ.

– Владимир Николаевич, в последнее десятилетие тема выполнения гособоронзаказа сопровождалась громкими коррупционными скандалами и хищением значительных денежных сумм. За это время приняты многочисленные поправки в законодательство, ужесточена ответственность за его нарушение. Изменилось ли что-то в действительности?

– Безусловно, принятые законодателями изменения в значительной степени повлияли на оздоровление обстановки в этой сфере. Вы, наверное, помните, как еще совсем недавно в средствах массовой информации появлялась информация о выявляемых контрольно-надзорными органами нарушениях при реализации гособоронзаказа (далее – ГОЗ), когда стоимость конечной продукции недобросовестными исполнителями завышалась в разы.

Об этом Президент страны Владимир Владимирович Путин говорил еще в 2014 году в ежегодном послании Федеральному Собранию. Тогда же им поручено ответственным ведомствам разработать систему жесткого, действенного контроля за использованием средств гособоронзаказа по всей цепочке поставщиков, обеспечить прозрачность и оптимизацию денежных потоков.

Выполнение заказов в сфере ГОЗ, как правило, требует привлечения значительного количества ресурсов и кооперации различных организаций, образующих между собой большую цепочку связанных обязательствами контрагентов. Свести все это воедино и разобраться в целесообразности всех оказанных услуг, объемах поставленного товара, понесенных затратах, их качестве и использовании по назначению является достаточно трудоемкой и сложной задачей, чем пользуются недобросовестные коммерсанты, стремящиеся получить максимальные прибыли с минимальными затратами.

Для этого они создают фиктивные организации, оформляют договоры и по поддельным документам получают оплату за выполнение работ, которых не было и в помине. В этих условиях одной из основных задач в обеспечении контроля за реализацией гособоронзаказа и целевым расходованием денежных средств является отслеживание финансовых потоков. Для ее решения законодателями принята поправка, обязывающая входящих в кооперацию по госзаказу участников использовать для ведения всех финансовых операций, связанных с обеспечением выполнения конкретного контракта, специальный счет в банке. Вдобавок к этому получатель бюджетных денежных средств с этого счета представляет для проверки банку пакет документов, подтверждающий выполнение работ и понесенные в связи с этим расходы.

Данное и другие принятые законодателем изменения действительно способствовали повышению прозрачности при проведении финансовых расчетов и общему оздоровлению обстановки в сфере гособоронзаказа.

– А как сильно эти изменения отразились на работе прокуроров? Можно ли сейчас утверждать, что поставленные руководством страны цели достигнуты и обеспечение законности на этом направлении отходит на второй план? Или же еще не все проблемы здесь все-таки решены?

– Вопросы обеспечения законного и целевого расходования бюджетных средств, выделяемых на оснащение российской армии современным вооружением и техникой, по-прежнему остаются приоритетными для военных прокуроров. Приведу несколько цифр.

В 2018 году на выполнение гособоронзаказа только по линии Минобороны России государство потратило практически 1,5 триллиона рублей. На их целевое расходование еще в мае 2018 года на совещании по вопросам снабжения армии и работы оборонно-промышленного комплекса страны ориентировал Глава государства.

В текущем году на эти цели предусмотрено выделение не меньшего объема денежных средств. Естественно такие внушительные суммы не остаются без внимания лиц, желающих поживиться за государственный счет. К тому же, несмотря на совершенствующее законодательство, мошенники тоже не дремлют, продолжая изобретать все новые схемы хищений.

Между тем, недобросовестных исполнителей, которые в несколько раз завышали цены на продукцию, поставляемую в рамках гособоронзаказа, в последние годы заметно поубавилось. Военными прокурорами проведена значительная работа, по результатам которой в бюджет возвращены сотни миллионов рублей, а за махинации при расходовании бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупки, ремонт и модернизацию военной техники и вооружения, капитальное строительство и ремонт осуждено множество должностных лиц.

– А много ли нарушений в этой сфере выявляется военными прокурорами РВСН?

– Только в прошлом году при осуществлении надзора за исполнением законов о государственном оборонном заказе выявлено почти 400 нарушений, к различным видам ответственности привлечено более 40 должностных лиц, в суды заявлено 7 исков о понуждении недобросовестных исполнителей к исполнению договорных обязательств, возбуждено свыше 20 уголовных дел с ущербом государству в десятки миллионов рублей.

– А какие нарушения выявляются наиболее часто?

– Чаще всего выявляются нарушения сроков строительства и работ, случаи нецелевого и нерационального расходования бюджетных средств, халатности и злоупотреблений в процессе подготовки, заключения и реализации государственных контрактов, привлечения к работам посредников, не имеющих достаточных производственных и людских ресурсов для их выполнения.

По-прежнему допускаются факты незаконного перечисления бюджетных средств за невыполненные работы путем составления фиктивных документов, применения исполнителями материалов более низкой ценовой категории и худшего качества, чем предусмотрено техническими требованиями и заданиями.

К примеру, в прошлом году нами выявлены хищения бюджетных денежных средств в особо крупном размере при реализации государственных контрактов на выполнение работ по строительству объектов позиционного района в одной из ракетных дивизий РВСН.

Субподрядчик в процессе строительства использовал дешевую краску, не отвечающую установленным требованиям по огнестойкости, похитив таким образом около 190 миллионов рублей. В настоящее время по данному факту расследуется уголовное дело.

Или другой пример. В Ивановской области при производстве работ по обустройству автомобильных дорог на территории воинских объектов строительной организацией использовался песок, несоответствующий проектной документации с меньшей сметной стоимостью. Впоследствии это могло привести к скорой утрате эксплуатационных характеристик дорог и их досрочному разрушению, зато недобросовестный исполнитель «обогатился» на 22 миллиона рублей. И таких примеров не мало.

Буквально на днях нами завершены проверочные мероприятия и переданы в следственные органы материалы о крупных хищениях бюджетных средств в ходе реконструкции испытательных полигонов в Республике Казахстан, на которых проверяются характеристики перспективных образцов российского вооружения, а также при поставке средств вычислительной техники и периферийного оборудования для нужд Минобороны России.

С целью наживы недобросовестные подрядчики допускали нецелевое расходование полученных авансовых платежей, либо поставляли не отвечающие предъявленным техническим требованиям товары, в результате ущерб государству превысил полмиллиарда рублей.

– И, завершая наш разговор, Владимир Николаевич, какие первостепенные задачи стоят перед военными прокурорами по обеспечению законности в сфере гособоронзаказа?

–  Для прокуратуры нет задач более или менее важных. Все законы должны соблюдаться неукоснительно, в том числе при исполнении гособоронзаказа. Российская Государственная программа вооружения на 2018-2027 гг. (далее – ГВП-2027), утвержденная Президентом Российской Федерации в конце 2017 года, определила приоритеты страны в области перевооружения в последующие десять лет, призвана обеспечить стабильную и ритмичную работу отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Как я уже сказал, в рамках их реализации на 2019 год запланированы значительные поставки и ремонт систем, комплексов и образцов вооружения и военной техники.

В этой связи задачи военных прокуроров прежние – выявление и пресечение фактов незаконного расходования бюджетных средств, выделенных государством на реализацию гособоронзаказа, осуществление своевременного и качественного прокурорского реагирования на допущенные нарушения закона, обеспечение их реального устранения, возмещения причиненного государству ущерба и привлечения к жесткой ответственности виновных лиц.