Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Городской округ Власиха
Московской области

Московская область, п. Власиха, ул. Маршала Жукова, д. 8

Порталы Подмосковья

Военный прокурор о ситуации в армейском ЖКХ

19 ноября 2014 Просмотров: 343

Армейское жилищно-коммунальное хозяйство — это сложный комплекс производственно-экономической деятельности, предназначенный для устойчивого и бесперебойного обеспечения военных объектов коммунальными услугами высокого качества и создания необходимых условий для комфортного и безопасного проживания граждан на территории военных городков. О состоянии надзора за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения быта военнослужащих с нашим корреспондентом побеседовал военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения генерал-майор юстиции Владимир Николаевич САМУСЕВ.

— Владимир Николаевич, в средствах массовой информации не-редко сообщают о тех или иных проблемах в сфере ЖКХ. А какова обстановка в указанной сфере в поднадзорных Вам войсках?

— Военной прокуратурой РВСН уделяется самое пристальное внимание вопросам надзора в сфере обеспечения бесперебойного функционирования военных объектов РВСН, Войск воздушно-космической обороны, 12 Главного управления МО РФ и инфраструктуры военных городков, готовности их к зиме, исполнения специализированными организациями законов при реализации государственных контрактов по их содержанию и обслуживанию. От состояния жилищно-коммунального хозяйства объектов военной инфраструктуры, тарифной политики зависит и социальная защищенность военнослужащих и членов их семей, поэтому обеспечение законности в этой сфере является одним из приоритетных направлений деятельности военной прокуратуры РВСН.

В 2014 году военной прокуратурой РВСН в указанной сфере проведено более 130 проверок, по результатам которых выявлено около 350 нарушений закона. Руководству филиалов акционерных обществ внесено свыше 50 представлений об их устранении, к административной ответственности привлечено 32 лица, в суды заявлено около 20 исков. Мерами прокурорского реагирования восстановлены права 15 тыс. граждан, возмещен причиненный государству ущерб на сумму более
10 млн. рублей. Кроме того, возбуждено 7 уголовных дел по фактам завышения объема выполненных ОАО «Славянка» и ее субподрядными организациями клининговых работ.

— А как начался отопительный сезон? Везде ли горячие батареи?

— Да, во всех поднадзорных войсках отопительный сезон начался точно по графику, в том числе, благодаря усилиям военных прокуроров, которые держат на постоянном контроле вопросы поставки топлива и энергоресурсов, поддержания работоспособности котельных и инженерных сетей, а также технического состояния казарменно-жилищного фонда. В случае выявления нарушений осуществляется немедленное реагирование.

В то же время, как показывают результаты надзора, после реформирования квартирно-эксплуатационных органов Министерства обороны Российской Федерации, созданные специализированные организации ОАО «Славянка» и ОАО «РЭУ» надлежащим образом контрактные обязательства не выполняют.

Наиболее характерными нарушениями являются ненадлежащая эксплуатация и содержание котельного оборудования и инженерных сетей военных городков, их несвоевременный ремонт. В этих условиях военными прокурорами гарнизонов и объединений РВСН активно используются полномочия по понуждению в судебном порядке ОАО «Славянка» и ОАО «РЭУ» к проведению капитального и текущего ремонтов объектов теплоснабжения и казарменно-жилищного фонда, созданию нормативных запасов топлива и т.п. В 2014 году в защиту жителей военных городков в суды направлено 15 исков, которые в большинстве своем уже рассмотрены и удовлетворены.

К примеру, Савеловский районный суд г. Москвы удовлетворил иск военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона
(г. Балашиха Московской области) о понуждении ОАО «РЭУ» к ремонту котельной, обеспечивающей теплом и горячим водоснабжением 47 домов в одном из военных городков Войск ВКО в Московской области. В настоящее время ремонтные работы завершены, подача тепла потребителям обеспечена. Восстановлены права около 1,5 тыс. граждан.

И подобные факты неединичны.

— Какие еще проблемы имеются в сфере обеспечения теплом и другими ресурсами поднадзорных войск?

— Вызывает озабоченность сохраняющаяся в течение длительного времени неудовлетворительная ситуация с расчетом ОАО «РЭУ» перед поставщиками тепловой энергии и топлива (в том числе при наличии соответствующих решений арбитражных судов), что создает предпосылки к отключению военных объектов от теплоснабжения. В этой связи военными прокурорами проводится кропотливая работа по недопущению приостановления отпуска топливно-энергетических ресурсов воинским частям и жителям военных городков, выполняющим задачи в области обороны и безопасности государства.

Так, военной прокуратурой – войсковая часть 56681 (г. Омск) в ходе проверки подготовки военных городков Алтайского края к отопительному сезону выявлены нарушения в деятельности ОАО «РЭУ» по исполнению государственного контракта на поставку теплоэнергии воинским частям Барнаульского соединения РВСН. Установлено, что указанная организация два с половиной года не оплачивала коммунальному предприятию ЗАТО Сибирский поставку тепловой энергии и воды для нужд ракетчиков. Задолженность составила более 100 млн. рублей. В адрес руководителя ОАО «РЭУ» (г. Москва) внесено представление об устранении нарушений закона. По требованию военных прокуроров многомиллионная задолженность погашена.

А как организован учет потребляемых ресурсов? Везде ли установлены счетчики тепла, воды и электроэнергии?

— В поднадзорных войсках учет объема поставляемых ресурсов в основном организован расчетным методом. Соответствующими приборами учета оснащены лишь незначительное количество военных объектов.

В связи с этим Министром обороны Российской Федерации принято решение об оснащении объектов военной инфраструктуры соответствующими приборами учета единым исполнителем ОАО «Главное управление обустройства войск». В настоящее время в войсках проведена инвентаризация потребности и мест их установки. То есть вопрос решается.

В то же время, заслуживает внимания положительный опыт надзорной деятельности 83 военной прокуратуры гарнизона. В ходе проверки исполнения законов об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на объектах г. Краснознаменска Московской области установлено, что обслуживающие организации ОАО «РЭУ» и ОАО «Славянка» уклонялись от установки приборов учета тепловой энергии, что влекло необоснованные траты Минобороны России за не поставляемые ресурсы.

В связи с этим военным прокурором гарнизона возбуждены соответствующие административные производства, обслуживающие компании оштрафованы на 50 тыс. рублей каждая. Проведены работы по установке соответствующих приборов учета тепловой энергии.

— Как обстоят дела с ремонтом, эксплуатацией и обслуживанием казарм и жилых домов?

— Вопросы эксплуатации и обслуживания жилищно-казарменного фонда, безопасного и комфортного проживания граждан всегда находятся в поле зрении военных прокуроров. В 2014 году нами выявлено около 150 нарушений. Руководству филиалов акционерных обществ внесено более 30 представлений об устранений нарушений закона, по требованию военных прокуроров возбуждено 16 административных производств, управляющие компании оштрафованы на 1,2 млн. рублей. Восстановлены права свыше 6 тыс. граждан.

Так, в ходе проверки деятельности филиала «Воронежский» ОАО «Славянка» в военном городке Белгородской области установлено, что в 2013-2014 г.г. указанный филиал, вопреки договорным обязательствам, не полностью выполнил ремонт здания школы военного городка, ее систем отопления и водоснабжения. В целях защиты и восстановления прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в суд заявлен иск о понуждении названной организации к выполнению работ, который удовлетворен. Ремонт проведен в полном объеме.

Кроме того, военные прокуроры на постоянном контроле держат вопросы законности использования денежных средств, выделяемых на коммунальное обслуживание.

В ходе проверки военной прокуратурой – войсковая часть 22257 выявлено завышение объемов работ, выполненных ОАО «Славянка», по содержанию жилищно-коммунального хозяйства одного из военных городков Войск ВКО в Республике Казахстан на сумму 6,5 млн. рублей. По результатам проверки виновные привлечены к уголовной ответственности. По требованию военной прокуратуры обслуживающая организация уже вернула в казну свыше четырех миллионов рублей.

Вызывает нарекания деятельность ОАО «Славянка» по взиманию платы у населения за коммунальные услуги и обслуживание.

В период 2012-2013 годов указанная организация применяла тарифы за содержание и ремонт жилых помещений в ряде военных городков Московской, Белгородской, Калужской и Смоленской областях в большем размере, чем определено органами местного самоуправления. На основании исков, заявленных прокурорами, по решениям судов тарифы за проживание приведены в соответствие с нормативами и произведен перерасчет излишне оплаченных гражданами сумм. В среднем каждой семье возвращено около 25 тысяч рублей. Восстановлены нарушенные права более 3-х тысяч человек.

В Хабаровском крае нами выявлены нарушения в деятельности филиала «Комсомольский» ОАО «Славянка», который в течение более двух лет не выполнял обязанности по снабжению воинских частей и жителей городков водой надлежащего качества, которая содержала ржавчину и другие примеси. В то же время плата за водоснабжение с Минобороны России и граждан взималась в полном объеме. По иску военного прокурора на основании судебного решения права более 4 тысяч граждан восстановлены, произведен перерасчет оплаты коммунальных услуг, проведены работы по наладке очистных сооружений. Кроме того, по требованию военного прокурора ОАО «Славаянка» вернуло Минобороны России более 500 тыс. рублей.

— О, Вы еще и качество воды контролируете?

— Да, это обязательный элемент проверок указанной направленности. Приведу пример. Военной прокуратурой Оренбургского объединения РВСН выявлено, что филиал «Оренбургский» ОАО «Славянка», в нарушение закона Российской Федерации о недрах, осуществляет несанкционированный забор подземных вод для водоснабжения объектов соединения РВСН, без учета требований экологической безопасности. По требованию прокурора компания оштрафована на сумму 800 тыс. рублей. Инициирована работа по получению соответствующей лицензии и приведению деятельности указанного филиала в соответствие закону.

Практика показывает, что возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении недобросовестных поставщиков коммунальных услуг и их руководителей является эффективной мерой реагирования.

Так, нами выявлены нарушения в деятельности филиала «Казанский» ОАО «Славянка» на объектах РВСН в Республике Марий Эл. Указанное предприятие более трех лет не выполняло требования санитарных норм по охране артезианских скважин, обеспечивающих водой воинские части и жителей военных городков, что создавало предпосылки к ее загрязнению и распространению инфекционных заболеваний.

По результатам проверки в отношении директора названного филиала возбуждено пять дел об административных правонарушениях, на основании которых он оштрафован на 100 тыс. рублей. Проведены соответствующие работы по оборудованию зон санитарной охраны артезианских скважин, в результате чего восстановлены права более 4 тысяч граждан.

— Не кажется ли Вам, что назрела необходимость в реформировании системы ЖКХ в Вооруженных Силах Российской Федерации?

— В настоящее время органами военного управления как раз и проводится реорганизация армейской системы ЖКХ. В составе военных округов создаются 29 территориальных отделов и 32 территориальных отделения эксплуатации и контроля за оказанием услуг.

В соответствии с новыми нормативными документами Минобороны России функции районного представителя государственного заказчика от командиров воинских частей передаются указанным выше структурам, на которые возлагается обязанность по заключению прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов.

В настоящее время ведется подбор и формирование штата данных территориальных подразделений. В связи с тем, что необходимые изменения Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций в действующие госконтракты не внесены, специализированные организации продолжают исполнять обязанности и оказывать услуги «по старинке».

В целях снижения числа нарушений в указанной сфере военной прокуратурой РВСН эффективно используются полномочия по координации деятельности поднадзорных должностных лиц, выработке конкретных мер по решению проблемных вопросов и дальнейшему совершенствованию надзорной деятельности на данном направлении. Военной прокуратурой РВСН будут предприняты все необходимые меры по недопущению чрезвычайных ситуаций в отопительном периоде 2014 — 2015 гг.

Тэги